На прошлой неделе МТС провела образовательный семинар для журналистов, посвящённый текущей ситуации с LTE. С одной стороны усилия пресс-службы компании не прошли даром – по итогам мероприятия появился с десяток публикаций, участники встречи дали ей положительную оценку. С другой стороны, ряд ключевых сообщений, которые пыталась донести компания, так и не были восприняты аудиторией.
С ключевыми сообщениями вообще беда. По итогам встречи Сергей Гипш публично задался вопросом а зачем «МТС» семинар нужен LTE?
Эх, ничего не укроется от проницательного глаза профессионалов пера и клавиатуры! Замечу только, что практика публичных коммуникаций, вообще говоря, непосредственно предполагает донесение до окружающего мира разного рода сигналов. Процесс планирования пресс-мероприятий включает в себя этап определения т.н. «ключевых сообщений», ради которых эти мероприятия и организуются. Поэтому не нужно каждый раз вопрошать а не хочет ли компания отправить нам сообщение? Ясный день, что хочет. К гадалке не ходи. Куда важнее попытаться понять, что именно она пытается сообщить.
К сожалению, с этой точки зрения КПД семинара оказался не очень высок. Причиной этого, наверное, является недостаточный уровень подготовки аудитории. Подготовки как узкоспециальной, так и общей. Увы и ах, но в массе своей журналисты испытывают трудности как с восприятием информации, так и с производством корректных умозаключений.
Кто не испытывает трудностей, так это неукротимый Стас Яблонский. Ему даже не понадобилось лично присутствовать на семинаре, чтобы навалять пять тысяч знаков. Среди которых были такие сенсации, как «шантаж» и «технической возможности у компании нет». Потом, правда, эти буквы на сайте газеты убрали. Но осадочек остался. Если говорить начистоту, что при наличии желания или категорическом требовании руководства пресс-служба могла разыграть несложную двухходовку. Сначала у журналиста требуют материальные подтверждения (аудиозаписи, «утёкшие» корпоративные документы) , на основании которых он сделал подобные выводы. А потом, в случае их отсутствия, совершенно официально потребовать от редакции разместить опровержение такого же (ещё раз подчеркну, немалого) объёма.
Короче. Раз так сложно с первого раза понять, что происходит с многострадальной LTE на самом деле, садитесь поближе. Я вам щас всё-всё расскажу.
Первый тезис, который пыталась донести компания, это невозможность осуществлять нормальную полноценную подготовку к развёртыванию сетей любого поколения, хоть третьего, хоть четвёртого, при отсутствии вообще какой-либо определённости в части планов государства в данном вопросе. В условиях отсутствия чего-либо, хотя бы отдалённо похожего на государственную политику.
Технически LTE может разворачиваться в полудюжине разных диапазонов от 700 МГц до 2,6 ГГц. Плюс множество номиналов присваиваемой оператору полосы – от 1,4 МГц до 20 МГц. В сумме это даёт великое множество вариантов сочетания стартовых условий, каждый из которых означает и весьма различные показатели бизнеса. Большая, очень большая разница располагать 5 МГц в полосе 2,6 Ггц или 20 МГц в полосе 700 МГц. Плюс отсутствие ясности в части лицензионных обязательств (покрытие, сроки развёртывания), стоимости лицензий и других условий (расходов на конверсию в первую очередь).
В условиях тотальной неопределённости операторы не могут дать внятный ответ акционерам относительно необходимого объёма и возвратности инвестиций, государству – возможных сроков освоения эфира. Всё равно как если бы вас предупредили, что «в ближайшее время» придётся участвовать в соревнованиях «по лёгкой атлетике». Мол, готовьтесь! Но ни о времени на подготовку, ни о конкретной дисциплине (бежать 400 м или 10 км – очень большая разница, поверьте), ни об уровне соревнования ничего не говорится. Готовьтесь и всё! А тут ещё досужие писаки докучают вопросами типа на какое место вы рассчитываете?
Это был первый тезис.
Вторая причина повышенной нервозности операторов это возможность оказаться в ситуации, когда им придётся сначала вложиться в развёртывание UMTS, а буквально через пару лет, ещё даже не вернув эти инвестиции, идти на поклон к акционерам за деньгами для LTE. У операторов просто нет ни желания, ни, скорее всего, возможности реализовывать одновременно или с небольшим лагом два масштабных инвестпроекта. Тем более, что в случае LTE придется модернизировать всю архитектуру сети.
Обе технологии, по большому счёту, нацелены на один и тот же сегмент рынка – мобильный ШПД. Да, конечно, есть значимые различия, обусловленные, например, намного большей базой абонентских устройств в случае третьего поколения. Но сути дела это не меняет. Большие деньги любят предсказуемость и долгосрочное планирование. А хаотичный стиль, свойственный украинскому государству, делает эти скромные пожелания едва ли выполнимыми.
Так что когда ответработники МТС заявляют о том, что через полгода, например, «будет поздно» внедрять UMTS, речь ни в коем случае не идёт о том, что компания откажется от участия в анонсированном тендере на соответствующие частоты. Такого не может быть, потому что не может быть никогда. Частоты это операторское всё. Просто использовать полученный ресурс компания будет по-минимуму. Только что бы выполнить лицензионные условия. Именно так, кстати, и поступили операторы российской большой тройки со своими 3G частотами.
Основную же ставку (инвестиционные планы в том числе) компания будет делать уже на технологии четвёртого поколения. Поэтому, кстати, операторы так заинтересованы в принципе технологической нейтральности использования РЧР. Они просто желают, чтобы их руки были развязаны. Чтобы у них была возможность использовать частоты так, как они найдут наиболее эффективным, не привязываясь к сиюминутной технологической моде.
Вот и всё. Вот такой был второй посыл компании, если кто не понял.
С ключевыми сообщениями вообще беда. По итогам встречи Сергей Гипш публично задался вопросом а зачем «МТС» семинар нужен LTE?
Просто рассказать представителям прессы о том, как видится компании LTE в разрезе локального рынка? Вполне вероятный вариант. Если бы не одно «но»: публичные компании крайне неохотно говорят о планах, перспективах, ссылаясь на ту самую публичность. Да и время спикеров стоит немало, чтобы заниматься «благотворительным поучением». Правда, если это так, огромный плюс в актив ««МТС». Но есть и другой вариант – нужно донести рынку важное сообщение. И этот вариант в ситуации с мастер-классом по LTE кажется наиболее вероятным. Ключевое послание произнес Джефф Хаули, технический директор ««МТС-Украина»: ««UMTS уже поздно для Украины».
Эх, ничего не укроется от проницательного глаза профессионалов пера и клавиатуры! Замечу только, что практика публичных коммуникаций, вообще говоря, непосредственно предполагает донесение до окружающего мира разного рода сигналов. Процесс планирования пресс-мероприятий включает в себя этап определения т.н. «ключевых сообщений», ради которых эти мероприятия и организуются. Поэтому не нужно каждый раз вопрошать а не хочет ли компания отправить нам сообщение? Ясный день, что хочет. К гадалке не ходи. Куда важнее попытаться понять, что именно она пытается сообщить.
К сожалению, с этой точки зрения КПД семинара оказался не очень высок. Причиной этого, наверное, является недостаточный уровень подготовки аудитории. Подготовки как узкоспециальной, так и общей. Увы и ах, но в массе своей журналисты испытывают трудности как с восприятием информации, так и с производством корректных умозаключений.
Кто не испытывает трудностей, так это неукротимый Стас Яблонский. Ему даже не понадобилось лично присутствовать на семинаре, чтобы навалять пять тысяч знаков. Среди которых были такие сенсации, как «шантаж» и «технической возможности у компании нет». Потом, правда, эти буквы на сайте газеты убрали. Но осадочек остался. Если говорить начистоту, что при наличии желания или категорическом требовании руководства пресс-служба могла разыграть несложную двухходовку. Сначала у журналиста требуют материальные подтверждения (аудиозаписи, «утёкшие» корпоративные документы) , на основании которых он сделал подобные выводы. А потом, в случае их отсутствия, совершенно официально потребовать от редакции разместить опровержение такого же (ещё раз подчеркну, немалого) объёма.
Короче. Раз так сложно с первого раза понять, что происходит с многострадальной LTE на самом деле, садитесь поближе. Я вам щас всё-всё расскажу.
Первый тезис, который пыталась донести компания, это невозможность осуществлять нормальную полноценную подготовку к развёртыванию сетей любого поколения, хоть третьего, хоть четвёртого, при отсутствии вообще какой-либо определённости в части планов государства в данном вопросе. В условиях отсутствия чего-либо, хотя бы отдалённо похожего на государственную политику.
Технически LTE может разворачиваться в полудюжине разных диапазонов от 700 МГц до 2,6 ГГц. Плюс множество номиналов присваиваемой оператору полосы – от 1,4 МГц до 20 МГц. В сумме это даёт великое множество вариантов сочетания стартовых условий, каждый из которых означает и весьма различные показатели бизнеса. Большая, очень большая разница располагать 5 МГц в полосе 2,6 Ггц или 20 МГц в полосе 700 МГц. Плюс отсутствие ясности в части лицензионных обязательств (покрытие, сроки развёртывания), стоимости лицензий и других условий (расходов на конверсию в первую очередь).
В условиях тотальной неопределённости операторы не могут дать внятный ответ акционерам относительно необходимого объёма и возвратности инвестиций, государству – возможных сроков освоения эфира. Всё равно как если бы вас предупредили, что «в ближайшее время» придётся участвовать в соревнованиях «по лёгкой атлетике». Мол, готовьтесь! Но ни о времени на подготовку, ни о конкретной дисциплине (бежать 400 м или 10 км – очень большая разница, поверьте), ни об уровне соревнования ничего не говорится. Готовьтесь и всё! А тут ещё досужие писаки докучают вопросами типа на какое место вы рассчитываете?
Это был первый тезис.
Вторая причина повышенной нервозности операторов это возможность оказаться в ситуации, когда им придётся сначала вложиться в развёртывание UMTS, а буквально через пару лет, ещё даже не вернув эти инвестиции, идти на поклон к акционерам за деньгами для LTE. У операторов просто нет ни желания, ни, скорее всего, возможности реализовывать одновременно или с небольшим лагом два масштабных инвестпроекта. Тем более, что в случае LTE придется модернизировать всю архитектуру сети.
Обе технологии, по большому счёту, нацелены на один и тот же сегмент рынка – мобильный ШПД. Да, конечно, есть значимые различия, обусловленные, например, намного большей базой абонентских устройств в случае третьего поколения. Но сути дела это не меняет. Большие деньги любят предсказуемость и долгосрочное планирование. А хаотичный стиль, свойственный украинскому государству, делает эти скромные пожелания едва ли выполнимыми.
Так что когда ответработники МТС заявляют о том, что через полгода, например, «будет поздно» внедрять UMTS, речь ни в коем случае не идёт о том, что компания откажется от участия в анонсированном тендере на соответствующие частоты. Такого не может быть, потому что не может быть никогда. Частоты это операторское всё. Просто использовать полученный ресурс компания будет по-минимуму. Только что бы выполнить лицензионные условия. Именно так, кстати, и поступили операторы российской большой тройки со своими 3G частотами.
Основную же ставку (инвестиционные планы в том числе) компания будет делать уже на технологии четвёртого поколения. Поэтому, кстати, операторы так заинтересованы в принципе технологической нейтральности использования РЧР. Они просто желают, чтобы их руки были развязаны. Чтобы у них была возможность использовать частоты так, как они найдут наиболее эффективным, не привязываясь к сиюминутной технологической моде.
Вот и всё. Вот такой был второй посыл компании, если кто не понял.
no subject
Date: 2010-07-05 03:08 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-05 03:46 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-05 03:51 pm (UTC)думаю, еще придет
no subject
Date: 2010-07-05 04:30 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-05 04:38 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-05 04:42 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-05 05:54 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-05 09:15 pm (UTC)Эх, ничего не укроется от проницательного глаза профессионалов пера и клавиатуры! Замечу только, что практика публичных коммуникаций, вообще говоря, непосредственно предполагает донесение до окружающего мира разного рода сигналов. Процесс планирования пресс-мероприятий включает в себя этап определения т.н. «ключевых сообщений», ради которых эти мероприятия и организуются.
Замечу, что в большинстве мероприятий, которые я посещаю, "ключевые сообщения" совпадают с темой мероприятия, а в данном случае нет. Позвали рассказать про LTE, а акцент сделали на UMTS. В этом разница. Пригласили обсудить футбол, а рассказывали про погоду.
no subject
Date: 2010-07-06 07:04 am (UTC)Истинная цель мероприятия ясна как божий день - давление на НКРС, такой себе лоббизм через прессу. Логичный ход для МТС.
Разговоры о том, как сложно внедрять LTE - это для бедных. Надо понять, что никакой альтернативы внедрению LTE нет вообще. Вопрос только - через 3 года или через 5 лет. UMTS никому не нужен сам по себе - это временная надстройка, а не долгосрочное развитие.
П.С. а табличка у Стаса реально несколько подкачала... :-(
no subject
Date: 2010-07-06 08:41 am (UTC)Насчёт "разговоров для бедных" я не был бы столь категоричным. Вы же куда лучше меня разбираетесь в тонкостях бизнеса и, полагаю, согласитесь, что никакие инновации не нужны, если не предполагают возврата сделанных в них инвестиций. Да ещё в достаточно жёстком коридоре. В этом смысле LTE тоже никому не нужен сам по себе. Но исключительно как инструмент создания прибавочной стоимости.
no subject
Date: 2010-07-06 08:47 am (UTC)no subject
Date: 2010-07-06 09:34 am (UTC)no subject
Date: 2010-07-06 09:36 am (UTC)no subject
Date: 2010-07-06 09:41 am (UTC)no subject
Date: 2010-07-06 10:54 am (UTC)Почему-то не увидел в этом тексте "третьего посыла" МТС, но об этом писали все мы, да и в комментариях его тоже упомянули.
no subject
Date: 2010-07-06 10:55 am (UTC)no subject
Date: 2010-07-06 11:05 am (UTC)no subject
Date: 2010-07-06 12:36 pm (UTC)Но отражение мероприятия в СМИ не тождественно содержанию мероприятия, не так ли?
no subject
Date: 2010-07-06 12:36 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-06 01:11 pm (UTC)что в понимании оператора должно повлечь за собой тендер и адекватные цены.
no subject
Date: 2010-07-06 02:03 pm (UTC)здесь готов поспорить. Если на мероприятие пригалашают представителей СМИ, значит, ждут от них выхлопа (публикации, упоминания и т.д). Если отражение мероприятия в СМИ не тождественно содержанию - может, мероприятие прошло неудовлетворительно?
no subject
Date: 2010-07-06 03:30 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-06 03:31 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-06 03:35 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-06 03:41 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-06 03:49 pm (UTC)тем более, представитель МТС четко сказал: О LTE нам пока можно только мечтать.
no subject
Date: 2010-07-06 04:45 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-06 04:47 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-07 07:22 am (UTC)2. МТС-Украина не сказала однозначно, что мечтает развернуть LTE-сеть прямо сейчас. Если бы сказала, акционеры могли бы и у виска покрутить.
3. Все, что я сказал, не отметает главного посыла: "Мы хотим свободно использовать на своих частотах любую технологию, не спрашивая дядю".
4. Пока LTE созреет, может пройти года три. В это время надо что-то делать, и делать надо UMTS, HSPA+ etc.
5. Техдиректор МТС-Украина откровенно соврал, что уже поздно строить UMTS, мы все знаем о ее перспективах, особенно в нашей стране.
6. Говоря о том, что UMTS строить поздно, МТС как бы доносит регулятору: вы просрали свой звезный час, это вино пахнет уксусом.
no subject
Date: 2010-07-07 08:21 am (UTC)не соврал, а припугнул государство, что если тендер не проведут в ближайшие полгода, МТС не будет в нем участвовать. Готов ставить 100 баксов на то, что если тендер будет через год, МТС все же будет принимать участие. И через полтора года. И через два...
no subject
Date: 2010-07-07 08:25 am (UTC)я это и пытаюсь объяснить Роману)
no subject
Date: 2010-07-07 10:02 am (UTC)1. С тобой все согласны, Игорь.
2. Она и не могла такого сказать, поскольку тоже с тобой согласна.
3. Очень хорошо, что ты уловил один из двух основных посылов.
4. "Надо" кому? Тебе? Ты уверен, что это будет оправданной инвестицией с точки зрения акционеров?
5. "... мы все знаем о перспективах WiMAX (CDMA, MMDS, etc.), особенно в нашей стране". Побойся Бога, Игорь, не травмируй меня такими категоричными утверждениями.
6.Это твоя трактовка, несколько отличающаяся от того, что хотела сказать МТС
no subject
Date: 2010-07-07 01:28 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-08 08:13 am (UTC)no subject
Date: 2010-07-08 08:17 am (UTC)no subject
Date: 2010-07-08 08:31 am (UTC)no subject
Date: 2010-07-08 08:37 am (UTC)Но Хаули, как ты говоришь, неправильно был истрактован тем же ИБ, например, или Ждановым (если не ошибаюсь). Да и не только ими, я просто не всех читал.
Надо говорить, а не хотеть сказать.
no subject
Date: 2010-07-08 08:59 am (UTC)"Кто не испытывает трудностей, так это неукротимый Стас Яблонский."
Спасибо за пеар)
"Ему даже не понадобилось лично присутствовать на семинаре, чтобы навалять пять тысяч знаков."
Роман, я занимаюсь газетной журналистикой уже больше 10 лет. Твой опыт работы в качестве журналиста ограничивается написанием максимум нескольких десятков текстов (для СМИ имеется ввиду). Поэтому, если ты не знал, могу сообщить тебе, что написание статей без посещения пресс-мероприятий, это вполне нормальная практика.
"Среди которых были такие сенсации, как «шантаж» и «технической возможности у компании нет»."
Я согласен с тем, что слово шантаж может быть не совсем корректно. Уместнее было бы сказать "давление на регулятора". Насчет технической возможности развернуть сеть LTE в данный момент думаю ты не станешь утверждать что она есть?;)
"Если говорить начистоту, что при наличии желания или категорическом требовании руководства пресс-служба могла разыграть несложную двухходовку. Сначала у журналиста требуют материальные подтверждения (аудиозаписи, «утёкшие» корпоративные документы) , на основании которых он сделал подобные выводы. А потом, в случае их отсутствия, совершенно официально потребовать от редакции разместить опровержение такого же (ещё раз подчеркну, немалого) объёма."
Ну это вообще просто вынос мосга. Какие корпоративные документы мне нужны для того, чтобы написать, что у МТС как и любого другого оператора в Украине нет технической возможности, под которой понимается и проблема операторского и пользовательского оборудования? Если МТС и требовал опровержения, то главред газеты "ДЕЛО" Галина Панченко решила, что опровергать нечего. Такие вот дела)
Ну честно, Роман, ну ты меня удивил просто)
no subject
Date: 2010-07-08 09:05 am (UTC)no subject
Date: 2010-07-08 09:16 am (UTC)В частности, стандарты предполагают пропускную способность радиоинтерфейсов до 1Гбит/сек в случае "слабой мобильности" и до 100 Мбит/сек для перемещающихся с большой скоростью абонентов. Так что лучше ориентироваться на английскую
no subject
Date: 2010-07-08 09:23 am (UTC)no subject
Date: 2010-07-08 09:23 am (UTC)ну, ни капли в тебе дипломатичности!
no subject
Date: 2010-07-08 09:23 am (UTC)В первоначальном варианте ты употребил слово "шантаж", даже не сославшись на анонимных экспертов. Я исхожу из того, что журналист на должен подсовывать читателям свои умозаключения и просто ни на чём не основанные мнения. Есть мнение - ссылку на источник.
Насчёт технической возможности, так её нет ни у кого на рынке, согласен? Более того, не вполне ясно, что именно ты понимаешь под отсутствием такой возможности. Отсутствие частот? Оборудования? Мозгов? Денег? Иными словами, идёт ли речь о внешних по отношению к компании обстоятельствах, или её внутренних проблемах. То, как ты написал в своём опусе, многими было истолковано как несостоятельность именно МТС в данном вопросе. Что, согласись, не соответствует действительности.
no subject
Date: 2010-07-08 09:47 am (UTC)no subject
Date: 2010-07-08 10:09 am (UTC)Давай, ваяй нетленку. Потом покалякаем
no subject
Date: 2010-07-08 10:16 am (UTC)no subject
Date: 2010-07-08 04:18 pm (UTC)"В первоначальном варианте ты употребил слово "шантаж", даже не сославшись на анонимных экспертов. Я исхожу из того, что журналист на должен подсовывать читателям свои умозаключения и просто ни на чём не основанные мнения. Есть мнение - ссылку на источник."
Роман, во-первых, у меня есть еще редактор) не забывай о том, что газетный текст - это дело коллективное. Во-вторых, мы говорим о врезе (лиде), в котором по определению не может быть никаких мнений экспертов - в силу "малости места". в третьих, насчет термина шантаж я уже отписался выше.
"Насчёт технической возможности, так её нет ни у кого на рынке, согласен?"
согласен
"Более того, не вполне ясно, что именно ты понимаешь под отсутствием такой возможности. Отсутствие частот? Оборудования?"
именно эти два фактора. и еще отсутствие абонентского оборудования. И эти три фактора как раз расшифровываются в тексте статьи.
"Иными словами, идёт ли речь о внешних по отношению к компании обстоятельствах, или её внутренних проблемах. То, как ты написал в своём опусе, многими было истолковано как несостоятельность именно МТС в данном вопросе."
Ну мне кажется, что так воспринимает ситуацию пресс-служба компании)Я нигде в статье не утверждал, что речь идет о несостоятельности именно МТС, в силу ее внутренних проблем.
no subject
Date: 2010-07-08 04:40 pm (UTC)А что, в лиде можно вообще что угодно писать?
Давай сойдёмся на том, что использованные в тексте формулировки оставляли просто для неверного истолкования
no subject
Date: 2010-07-08 05:12 pm (UTC)но редакторов газеты ДЕЛО так обозвать - это кощунственно! нет тебе прощения. жди теперь кровной мести;)
"А что, в лиде можно вообще что угодно писать?"
ну почему же что угодно? в лиде должна в двух - максимум трех предложениях содержаться суть всего текста. Поэтому места для уважаемых экспертов там нет. к сожалению иль к счастью.
"Давай сойдёмся на том, что использованные в тексте формулировки оставляли просто для неверного истолкования"
ну так я не спорю, поэтому мы их и замочили в онлайн версии. хотя, если бы это не была бы просьба Влада,а ультимативная форма, то я бы "техническую невозможность" оставил бы все же. Но насчет опровержения в таком же объеме это ты загнул. такого не бывает. только по решению суда в случае проигрыша изданием иска;)