totaltelecom: (Default)
[personal profile] totaltelecom
Несть числа предсказаниям того, что операторов мобильной связи ожидает неизбежная и скорая "труба", то бишь эрозия их традиционной бизнес-модели вплоть до полной потери экономической привлекательности и поглощения более эффективными игроками. В качестве таковых называют, например, Google, Apple и т.н. "интернет-компании". Среди возможных сценариев часто фигурирует идея замещения услуг, предоставляемых сетями мобильной связи на базе традиционных технологий (GSM, UMTS, LTE) возможностями общедоступных и бесплатных сетей на основе протоколов 802.11 (Wi-Fi). Я надеюсь, что найду немного времени и у меня будет возможность подробно изложить свои взгляды на этот интересный предмет. Пока же ограничусь всего лишь одним контраргументом.

WiFi_in_Kiev_desiease


На этом скриншоте отображена ситуация в диапазоне частот, выделенных для сетей 802.11 в городе Киеве. Ясный погожий день, лето, ресторан в районе метро Минская. Полагаю, смысл этой картинки понятен без особенных комментариев. Тем не менее, поясню.

Каждый, кто рассчитывает предоставлять или получать полноценные операторские (коммерческие, возмездные, сколь-нибудь качественные и предсказуемые) услуги на базе общедоступных радиотехнологий в нелицензируемом диапазоне частот, обязан отдавать себе отчет в одной простой вещи. Раз этот диапазон никем не лицензируется, нет и не может быть никаких гарантий того, что сигнал сети, которая вас интересует, не будет подавлен каким нибудь более мощным источником. Да, на сегодняшний день эфир для беспроводных сетей на базе 802.11 это ресурс, который еще далёк от исчерпания. Если говорить конкретно о Киеве, то на скриншоте прекрасно видно, что абсолютное большинство пользователей не используют возможности для тонкой настройки используемых радиоканалов. В результате абсолютное их большинство используют предустановленная каналы (1, 3, 6, 9), где имеет место настоящие толкотня.

Но надо понимать, что пройдет не так уже и много времени, и орды любителей освоили эти нехитрые уроки и равномерно, сначала тонким, потом более толстым слоем размазались по всему выделенному диапазону.

Date: 2013-05-17 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] bogdan iusukhno (from livejournal.com)
Увы, но там негде размазываться. Непересекающихся каналов всего три, это 1й (он параллельно ещё занимает полосу 2-го и 3-го), 6-й (занимает с 4-го по 8й) и 11й (с 9-го по 13й).

Картинка с пояснениями: http://i.stack.imgur.com/STBTK.jpg

Насколько я знаю, лучше бы их только и использовали. 2 точки доступа на одном канале "видят" друг-друга и подстраиваются. А вот точка на соседнем канале только мешает.

WiFi offload вроде продвигают (именно как offload, а не замена 3G/4G-сетям), но кроме того 3GPP не сидит сложа руки. Уже готовятся спецификации по Application-based charging, которые позволят операторам спокойно взымать плату за трафик конкретных приложений в реальном времени. И вполне возможна ситуация, когда завтра тому же Гуглу скажут - или делитесь (как делает zero.facebook.com, Opera - но там инициатива исходила от FB/Opera), или мы возьмем эти деньги с абонентов сами.

Date: 2013-05-19 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] dragon-j.livejournal.com
> Если говорить конкретно о Киеве, то на скриншоте прекрасно видно, что абсолютное большинство пользователей не используют возможности для тонкой настройки используемых радиоканалов. В результате абсолютное их большинство используют предустановленная каналы (1, 3, 6, 9), где имеет место настоящие толкотня.

> и равномерно, сначала тонким, потом более толстым слоем размазались по всему выделенному диапазону.

это будет ужасно. т.к. в w-fi неперескающиеся (условно непересекающиеся) каналы это каналы 1, 6, 11. +с некоторой оговоркой 13
все остальное _между_ ними -- мешает всем

Рома, на картинке сеть, в которой все плохо (начиная от количества точек, заканчивая присутствием между 1,6,11). И это как раз наоборот иллюстрация, что коммерческой жизни тут уже быть не может

подробности см тут
http://habrahabr.ru/post/149447/ (http://habrahabr.ru/post/149447/)

Date: 2013-05-19 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] totaltelecom.livejournal.com
Вы правы в том смысле, что непересекающихся всего три канала. Подзабыл матчасть.

Взимать отдельную плату за трафик отдельных приложений означает покушаться на сетевой нейтралитет. Это очень конфликтная тема. Не факт, что операторам это разрешат в массовом порядке. Могут и по ушам дать.

Date: 2013-05-19 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] totaltelecom.livejournal.com
см. выше.

Ок, всё ещё хуже :-)

Date: 2013-05-20 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] bogdan iusukhno (from livejournal.com)
Согласен, что тема сетевого нейтралитета конфликтная, но операторы уже одной ногой в этом болоте.
Предполагаю, что сперва операторы начнут с предложений "безлимитный ютьюб за ХХ долларов/месяц", "подсадят" народ, а потом сделают такую опцию обязательной - если не заплатил, то не получил доступа к нему вообще или скорость по остаточному принципу (подожди пока твой сосед досмотрит ролики - он ведь заплатил за приоритет).

Будет массовость или нет - сложно сказать. Но у каждого будут стандартные средства это сделать и вендоры, как коршуны, наперебой будут предлагать свои решения.

Уже сейчас многие операторы P2P-трафик ограничивают, а "особо смелые" покупают себе железки с функционалом вроде этого:
The random drop charging action is added as an option to degrade P2P voice calls. This is achieved by randomly
dropping packets of the voice calls over the voice call period.

Умышленно ухудшать качество Skype-звонков как-то не сильно согласуется с сетевым нейтралитетом. Но попробуй докажи на чьей стороне проблемы, а потом предьяви какие-то претензии - оператор и не гарантировал никому 100% доставку пакетов.

В любом случае будет интересно посмотреть.

Date: 2013-05-20 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] dragon-j.livejournal.com
То ли LJ глючит, то ли еще что.
но первого камента на момент написания моего не было, хотя он сильно раньше :)

Date: 2013-05-20 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] totaltelecom.livejournal.com
Тот комментарий был на подозрении как спам. Не сразу нашёл

Date: 2013-05-20 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] dimidroll.livejournal.com
Так они уже на это давно покусились.
Например во многих европейских странах в 3G пакетах трафика запрещено использование протоколов VoIP.

Например Телеком Италия: http://www.tim.it/internet/offerte-internet-per-smartphone/opzione-internet
Третий пункт: "Предложение не действует для использования телефона в качестве модема и для использования VoIP и пиринговых сетей."

Это еще в Украине есть "сетевой нейтралитет" мобильщиков, в Европе принципиально отличаются предложения для смартфона, планшета, модема. Использовать одно вместо другого "ни ни", плюс еще куча ограничений
Edited Date: 2013-05-20 10:52 am (UTC)

Date: 2013-05-20 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] totaltelecom.livejournal.com
Да, есть такая буква. Но борьба за сетевой нейтралитет не прекращается. Еврокомиссия жжот напалмом, операторы рвут и мечут. Так что исход вовсе неочевиден

Date: 2013-05-24 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] none_smilodon (from livejournal.com)
блин, концепт появился еще в книгах брюса стерлинга, а вы еще не поняли. физически сети будут пиринговыми. нетсуку итд. т.е. сама инфраструктура сознается пользователями, а поверх нее как сервис растет пиринговая телефония.

для того, чтоб это событие состоялось не хватает сущей мелочи - андроид должен стать стандартом. а том уже к этому стандарту сделают хак.

Date: 2013-05-24 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] totaltelecom.livejournal.com
Данный концепт мне знаком и я не нахожу в нём ответа на ключевой (с моей точки зрения) вопрос: каким образом пользователи подобных сетей собираются обойти существование вполне эффективной системы надзора за использованием РЧР. Любое устройство, излучающее сколь-нибудь мощный сигнал, без проблем выявляется, а его владелец - репрессируется.

Если вам известны обходные пути - поделитесь.

Date: 2013-05-24 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] none_smilodon (from livejournal.com)
очень просто: оно будет в каждом телефоне. потому важен андроид. андроид это просто ядро линукс. для него это уже реализовано. по крайней мере я находил, хотя и не проверял. я взрослый дядя, я уже десять лет не красноглазил.

кстати, вы явно поздно в сети. когда я звонил на bbs это было еще нелегально и в теории грозило анальными карами. а еще я помню первые дела за ip-телефонию. в провинции такое еще случается за gms-шлюзы. ах да, про голден телеком. помню общался с каким-то очень давно с их топом в какой-то "школе лидеров". тот возмущался барыгами, у которых скоро как в польше будет по телефону. а еще потом с кем-то другим их этой организации говорили про ICQ которое может лишить доходов от SMS. анальные кары предлагались.

gsm потонули в коррупции, cdma практически схлопнулись в монополию. ОБЯЗАНО появится что-то новое и без старта в виде кредита от производителя оборудования для сети.

Date: 2013-05-25 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] totaltelecom.livejournal.com
От того, что оно будет в каждом телефоне, не решится проблема доступа к очень ограниченному ресурсу совместно используемых частот. Причём частот, выделенных для юридических лиц, а не оравы неорганизованных частников. Причём частот, использование которых достаточно легко мониторить.

За GSM-шлюзы и сейчас сажают, если оператор решает, что трафик через конкретный шлюз слишком велик. Если говорить о классических P2P-технологиях, то мутации Торрента и Скайпа наводят не мысли о невозможности поддерживать на плаву действительно массовый сервис, если за ним не стоит какая-нибудь корпорация. Операторы и сейчас успешно блокируют VoIP и P2P, если им это сходит с рук. Обратите внимание - у них есть такая возможность и никуда она до сих пор не делась.

"Обязано появиться" - не аргумент. Точнее, недостаточно сильный. Запрос есть на многие вещи. Например, на что угодно, при условии, что "оно" будет качественным и бесплатным. Очень большой запрос на "социальную справедливость". Но пока не складывается

Date: 2013-05-28 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] none_smilodon (from livejournal.com)
регуляция частот идет не от ограниченности ресурса, а от "очень денег хочется". пример: fm-диапазон. вы сейчас в принципе доказываете невозможность того, что уже в каждом доме. следующая стадия, появление этой радости в каждом смартфоне. ну а потом появляется хак, который и захватит умы.

блокировка трафика это конечно весело, но никакой достаточно защищенный сервис не может отличаться от правильного пирингового трафика. да, кстати. пример неприменим, потому-что тут пиринг будет на аппаратном уровне. много дешевых смартфонов, которые по wifi гоняют трафик.

Profile

totaltelecom: (Default)
Роман Химич

February 2022

S M T W T F S
  12 3 4 5
6 78 91011 12
13141516171819
20212223242526
2728     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 16th, 2026 05:14 am
Powered by Dreamwidth Studios