totaltelecom: (Default)
[personal profile] totaltelecom
Рынок телекоммуникаций Украины переживает тяжёлый кризис. Выручка компаний сокращается, абоненты платят всё меньше и хуже, макроэкономическая ситуация выглядит ужасно, а её перспективы, мягко говоря, неочевидны. В подобной ситуации бессмысленно пытаться решать взаимоисключающие задачи. Участники рынка не имеют достаточно ресурсов, чтобы совершить давно назревший технологический рывок, между делом пополнив бюджет и компенсировав безвременную кончину основных экспортных отраслей.

Обнародованные Кабмином условия конкурса на частоты для третьего поколения не оставляют сомнений в реальных, а не декларативных приоритетах государственной политики в сфере телекоммуникаций. В соответствии со скверной традицией правительство будет "мобилизовывать" ресурсы именно тех компаний, которые и так несут наибольшее фискальное бремя. При этом оно старательно не замечает лежащие на поверхности возможности, затрагивающие интересы "уважаемых людей". Не смущает его и запредельный уровень уже существующих изъятий у "передовиков производства".


Реформаторов нисколько не смущает, что фискальная нагрузка на бизнесы "простых" зарубежных акционеров и "непростых" резидентов Украины отличается не в разы, а на порядки. Показателен и тот факт, что наличие "молодых и продвинутых" предпринимателей в лице Ложкина, Шимкива и Яценюка никак не отразилось на хватательных рефлексах украинского государства. Как и все предыдущие годы оно придерживается политики "чаще доить и реже кормить".

Сколько будет "достаточно"?

Устами замглавы Администрации Президента г-на Шимкива государство озвучило свои ожидания в размере примерно 3 миллиардов гривен за лицензии и ещё примерно 2 миллиардов в пользу Министерства обороны для проведения конверсии частот. Помимо этого державные мужи ожидают от операторов дополнительных инвестиций в размере "не менее 5 млрд. грн. в течение 2014‑2015 гг." Подготовленный Нацкомиссией проект тендерных условий пролил свет на подходы, которыми руководствуются чиновники при определении цены лицензий. В своих расчётах Комиссия ориентируется на показатели стоимости 1 МГц на каждого человека, достигнутые в результате аналогичных конкурсов в соседних странах. Например, в Турции этот показатель составил $ 0,13, в Румынии — $ 0,16, в Польше — $ 0,21. Для Украины решено в качестве ориентира выбрать именно такой порядок цифр, от $0,10 до $0,20 В результате общая стоимость одной лицензии должна составить от 1,053 до 1,701 миллиардов гривен.

Представители операторского сообщества отнеслись к анонсированным планам без энтузиазма. Все без исключения участники "большой тройки" предупредили, что чем выше окажутся их расходы на получение лицензий, тем меньше средств они смогут инвестировать в их освоение. В качестве приемлемых назывались цифры от одного до полутора миллиардов гривен с учётом расходов на конверсию. В своих комментариях не для печати представители компаний высказываются намного резче. В первую очередь их возмущает тот факт, что государство использует любой предлог, чтобы увеличить фискальную нагрузку на бизнес мобильной связи, давно уже потеряв чувство меры.

Больше, больше, ещё больше!

Чтобы оценить обоснованность операторской позиции, посмотрим на некоторые цифры.


Таблица №1 Ставка сбора за 1 МГц в одном регионе, грн. для разных радиотехнологий
Sheet1*Для ширины полосы радиочастот до 30 МГц (15х2) в каждом регионе отдельно, принадлежащих отдельному плательщику сбора - пользователю радиочастотного ресурса, применяется понижающий коэффициент 0,75.
Источник: Налоговый Кодекс Украины, Раздел XV Сбор за пользование радиочастотным ресурсом, Ст. 320

Бросается в глаза без преувеличения чудовищный разрыв между стоимостью идентичного по своей природе ресурса для компаний, занимающихся аналогичной деятельностью. И операторы мобильной связи, и операторы беспроводных сетей передачи данных предоставляют, по сути, идентичные услуги. Различия заключаются в используемых технологиях, характерном профиле потребления и некоторых других нюансах. Эти различия объективно существуют, но их масштаб никак не может оправдать существующую разницу в объёмах фискальной нагрузки аж на три порядка. Обращает внимание и непрерывный рост стоимости РЧР для операторов мобильной связи, в двадцать раз с 2000 года, при том что для других видов связи этот показатель оказался в пять раз меньше.

Чтобы понять, о каких абсолютных цифрах идёт речь, взглянем на следующую таблицу. Приведенные в ней данные характеризуют фактический размер фискальной нагрузки на бизнес разных операторов. Базой для расчётов выбрана сплошная полоса частот шириной двадцать мегагерц в каждой из двадцати семи областей страны. Это более-менее типичная ситуация, позволяющая напрямую сопоставить издержки на ведение бизнеса с использованием различных беспроводных технологий.


Таблица №2 Расчет годовой платы за использование радиочастотного ресурса по диапазонам за 20 МГц спектра за всю Украину (национальная лицензия, 27 регионов), действующая ставки сбора на 27.03.2014
Sheet2
**приведены расчёты для одного оператора (в скобках приведены расчёты исходя из количества повторно выданных лицензий на использование радиочастотного ресурсу на одну и ту же самую полосу радиочастот в одном регионе Украины
Источник: журнал Wireless Ukraine №13-14 (1-2) 2013, стр. 40-41


Фактические темпы роста затрат на оплату РЧР можно показать на примере компании Киевстар (в тыс. грн.).

В 2010 - 96 108.4
В 2011- 168 213.5
В 2012 – 239 018.08
В 2013 – 312 424.00
В 2014 – 522 000 – 523 000 (прогноз)

Приведенные выше данные наглядно иллюстрируют одну из наиболее серьёзных дефектов существующей государственной политики в сфере управления частотным ресурсом и, шире, рынка телекоммуникаций. Таким дефектом является наличие фантастических по своим размерам диспропорций, которые оказываются преференциями в пользу одних участников рынка и дискриминацией других. Размеры этих диспропорций поражают впечатление и в абсолютных, и в относительных цифрах. Можно говорить о том, что рынок мобильной связи подвергается целенаправленной дискриминации и рассматривается государством как свой карман, из которого можно брать столько, скольку нужно, с каждым годом всё больше и больше.

Стоит напомнить, что помимо описанных выше дискриминационных ставок платы за РЧР операторы мобильной связи уже пятнадцать лет, с 1999 года, платят специальный целевой налог, т.н. сбор в Пенсионный Фонд. В своё время он был введен как разновидность налога на роскошь, каковой была мобильная связь для абсолютного большинства населения. За прошедшее время стоимость услуг упала в десятки раз, её проникновение подобралось к отметке 95%, однако ставка этого налога только росла. В настоящее время она составляет 7,5% от стоимости предоставленных услуг, что является абсолютным рекордом не только потребительских рынков, но и B2B-рынков, подавляющее большинство которых вовсе не имеют специальных налогов и сборов.

"Взять всё и поделить..."

Обращает внимание наличие агрессивной кампании в поддержку ещё большего увеличения стоимости лицензий. На протяжении июля в СМИ появилась серия однотипных материалов, которые обвиняли членов НКРСИ в занижении стоимости лицензий, а операторов - в нежелании поделиться своим сверхдоходами с украинскими военными. В качестве обоснования этих претензий приводились данные по 3G-аукционам минувших лет, включая печально известные британский и немецкий.

Даже если операторы заплатят по максимальному тарифу, то получится $197,5 млн за лицензию, что гораздо дешевле по сравнению с европейскими ценами. К примеру, в ходе польского аукциона, который был проведен еще в начале 2000 года, операторы заплатили за лицензии по 650 млн евро, тогда как в Великобритании за четыре лицензии заплатили 37 млрд евро, а в Германии – 50,8 млрд евро.

В этой же плоскости лежит идея поочерёдного розыгрыша лицензий. По мнению её сторонников, это столкнёт лбами претендентов и позволит максимизировать конечную цену лицензий. Для поддержки этой идеи в публичное пространство проталкивается мнение об отсутствии достаточного количества свободных частот. Мол, прямо сейчас есть возможность разыграть только одну лицензию, что и нужно сделать немедленно. Остальные можно будет разыграть попозже, после осуществления конверсии.

Qui prodest?

Характерной особенностью национального рынка телекоммуникаций является наличие большого числа "спящих" компаний, которые являются владельцами лицензий на востребованные частоты, зачастую в баснословных количествах. Типичным примером такой структуры является компания "ММДС-Украина", принадлежащая СКМ Рината Ахметова. В 2011 году она получила право на использование LTE на принадлежащих ей частотах. При этом компания занимает, с некоторыми оговорками, весь диапазон 2,5-2,7 ГГц, который выделен в нашей стране для данных технологий. Располагая остродефицитными частотами, компания не делает ничего для их коммерческой эксплуатации. Причина такой пассивности очевидна - существующие ставки платы за радиочастотный ресурс не создают достаточной мотивации для этого. Как и принадлежащий тому же Ахметову 3mob, "ММДС-Украина" изначально предназначена для продажи с солидной премией за эксклюзивность. Разница лишь в том, что в первом случае речь идёт про 3G, а во втром случае - про 4G.

Помимо структур, связанных с крупнейшим украинским олигархом своих радиочастотных "подснежников" имеют ещё ряд украинских предпринимателей разного калибра. Все они объединены общей бизнес-моделью, которая сводится к изъятию ренты за доступ к ограниченному ценному природному ресурсу. Никто из них не имеет либо ресурсов, либо желания развивать собственно операторский бизнес. Даже те из них, кто ведёт подобную деятельность - «Украинские Новейшие Технологии», «Интеллектуальные коммуникации», 3mob, - демонстрируют неспособность решить проблему нехватки ресурсов для полноценного развития.

Необходимо понимать, что макроэкономическая ситуация даже в среднесрочной перспективе оставляет очень мало шансов на появление новых игроков. По сути, украинский телеком не имеет альтернатив формированию двух-трёх телекоммуникационных холдингов. Только в этом случае возможно достижение достаточно экономии на масштабе и синергии от взаимодействия разнородных телекоммуникационных сетей. Тяжелобольная украинская экономика не в состоянии поддерживать на плаву нынешнее операторское разнообразие. Слишком мала выработка на одного сотрудника, слишком малы ежемесячные доходы от абонента, слишком велики необходимые инвестиции.

Шашечки или ехать?

В ситуации тяжелейшего кризиса, уже не только экономического, но и военно-политического, государству стоит ещё раз задуматься над своими приоритетами. Независимо от результатов этих раздумий необходимо ликвидировать чудовищные диспропорции в сфере управления радиочастотным ресурсом. В первую очередь - выравнивать фискальную нагрузку на разные категории пользователей частотного ресурса. Пересмотр существующих ставок позволяет решать широкий круг актуальных задач. Повышение фискальной нагрузки на "подснежников" позволит увеличить поступления в бюджет. При достаточно значительном повышении платы за РЧР они будут вынуждены отказаться от лицензий либо умерить свои аппетиты в переговорах с мобильщиками. Это позволит консолидировать отрасль, уменьшить операционные издержки лидеров, увеличить одновременно объём предоставляемых услуг и налоговые отчисления.

Пока же, к сожалению, государство демонстрирует традиционно неадекватную политику. Показательно использование в расчётах стоимости 3G-лицензий данных по странам вроде Польши или Турции. Однако чуда не произойдет: не получится отобрать у операторов больше, чем они готовы отдать. Выбор прост: или инвестиции, или очередные изъятия.

Автор благодарит Александра Федиенко, эксперта рынка телекоммуникаций, за помощь в подготовке материала

Date: 2014-08-21 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] Константин Носов (from livejournal.com)
Для меня к примеру вообще загадочен сбор за wi-fi...
Это вроде как открытая частота, но если доказать что я использую wi-fi для предоставления услуг как провайдер... То я должен заплатить... Так какой это открытый диапазон? Кто ездит ищет эти линки по регионам?
Я оплатил частоту под линк, а какой-то домик по пути линка включил свой домашний wi-fi на той же частоте - и обрезел мне линк на пару километров... Я ему, не смортя на обладание правом использования частоты ничего сделать не могу.

Date: 2014-08-22 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] idle-mode.livejournal.com
Роман, но ведь "Повышение фискальной нагрузки на "подснежников" автоматически увеличит фискальную нагрузку на всяких мелких голожопых провайдеров, что приведет или к закрытию части из них или к уходу в тень, разве не так? И не факт, что в итоге поступления в бюджет увеличатся.
А "подснежники" всегда смогут или уменьшить аппетит на свою цену, или вообще сдать лицензию. И не факт что эти частоты купят заново, ибо цену заломят высокую (дэнги шибко нужны), а диапазоны "высокие", в них и в тучные годы кейс не сходился (БС нужно много, соответственно аренда, питание и т.д, траспорта толстого дотянуть опять же, а АРПУ ниже плинтуса).
В мире, на сколько я помню, не так много операторов, которые работают только в "верхних" диапазонах.

Date: 2014-08-24 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] totaltelecom.livejournal.com
1. Большинство голожопых работает вне правового поля. Им повышение ставок ничем не грозит.
2. Безусловно, повышать нужно не до уровня как у мобильщиков, а несколько меньше. Хотя бы в силу того, что у мобильщиков гигантский эффект экономии на масштабе плюс телефония как базовая услуга, чего нет у мелких провайдеров.
3. Безусловно, для "высоких" диапазонов ставки должны быть ниже. Но не в тысячу раз согласитесь. Готов принять, что в 10 раз меньше. Ибо виденные мною кейсы показывают разницу в необходимых инвестициях где то до 6-8 раз.
4. Мобильщики уже имеют "низкие" диапазоны. У них кейс сойдётся.

Profile

totaltelecom: (Default)
Роман Химич

February 2022

S M T W T F S
  12 3 4 5
6 78 91011 12
13141516171819
20212223242526
2728     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 16th, 2026 06:02 am
Powered by Dreamwidth Studios