Роман Химич (
totaltelecom) wrote2016-02-25 12:14 pm
Entry tags:
Два года спустя: в поисках выхода
Ответственность за то, что страна в очередной раз обнаружила себя в тупике, что уже второй по счёту Майдан и третья, если считать от "революции на граните" попытка системных изменений не дала результата, лежит на украинских интеллектуалах. Кроме них некому формировать повестку, рефлексировать, стратегировать и всякое такое. К сожалению, украинские интеллектуалы в массе своей снова продемонстрировали беспомощность в решении судьбоносных задач. Попробуем разобраться с причинами сложившейся ситуации и поискать пути выхода из тупика. Читать дальше...
no subject
граніт, без Кучми, майдан, євромайдан
no subject
no subject
Агрессивное меньшинство диктует повестку дня. Исходит оно из того, что следующий раз власть уже не получит. Отсюда распространение насильственных методов в обществе и государстве. В такой ситуации никакое реальное обсуждение альтернатив невозможно в принципе. Любой человек с альтернативным мнением тут же буде записан в категорию врагов с соответственным ярлыком. Монополия на информацию создала эффект виртуальной реальности в которой находятся представители победившего майдана. В этой реальности под Иловайском и Дебальцево был несомненный успех, регулярные части РФ воюют на Донбассе и несут колоссальные потери, Украина в ближайшее время вступит в ЕС, Россия скоро развалится, ВВП растёт .... Как понимаю, отказ от этой виртуальной реальности носит весьма болезненный характер. Но в ней нельзя адекватно оценить сложившуюся ситуацию. А этого и желает автор. Это первое ключевое препятствие. Второе вообще носит системный запущенный характер. Украинская интеллектуальная тусовка не смогла родить какой-либо ресурс (площадку обсуждения) способный формулировать и транслировать общеукраинские смыслы. Отсюда тотальная нищета политической мысли которая вращается в бинарной системе: Украина - это Европа и Украина - это Россия. Естественно с массой промежуточных положений. Без понимания своего места в мире и адекватной оценки собственных возможностей и внешний условий никакая позитивная программа выхода из кризиса не возможна. И, судя по происходящим событиям, явно запаздывает.
no subject
2. Мы не знаем, каково реальное отношение к Майдану в украинском обществе. Майдановцы и на пике своего успеха были меньшинством, причём незначительным. В протестах принимало активное участие от силы 10% населения. Остальное дорисовали и раздули масс-медиа.
3. Власть телевизора и фейсбучека велика, безусловно. Но не абсолютна. По мере нарастания проблем всё больше сторонников Майдана вынуждены пересматривать свои позиции. Тем более, что монополии на информацию, всё таки, нет и уже не будет. Даже в России не удаётся заместить недостачу средств в кошельке очередными победами.
4. Содержательная дискуссия сейчас возможна исключительно на условиях непубличности. Именно безопасности ради. Конспирация и ещё раз конспирация. Это резко усложняет задачу, но не делает её невозможной.
5. Украинские интеллектуалы не на высоте, да. И это, согласен, самый сильный аргумент в пользу невозможности положительных изменений.
no subject
Нынешняя опасность состоит в том, что украинское государство быстро теряет субъектность, как внешнюю так и внутреннюю. Украинское государство перестаёт быть субъектом политики, всё больше отражая личные интересны отдельных группировок, не имеющих ни общего плана, ни общих целей. Используя государство в своих личных целях, они подрывают его авторитет. Когда высшее государственное лицо регулярно демонстрирует несоответствие слова делу, это говорит не столько о его лживом личном характере, сколько о государственной импотенции. И тогда единственным способом реализации воли этого лица становится сговор между группировками, который ещё сильнее опускает государственную субъектность. Второй стороной опасности является монополия евроинтеграционного мифа в информационном пространстве Украины. ЕС вошел в системный кризис, который требует кардинальной перестройки Союза в ближайшее время, либо его история закончится. В таких условиях Украина в ближайшей перспективе столкнётся с крахом мифа. В сочетании с низкой субъектностью государства это приведёт к потере государственности. К концу украинской истории.
no subject
Два года спустя: в поисках выхода