totaltelecom: (Default)
[personal profile] totaltelecom
Возвращаясь к семинару, о котором писал вчера, добавлю разных подробностей. Представители компании отдельно акцентировали проблему трансмиссии. Для того, чтобы реализовать потенциал новых радиотехнологий, операторам придётся очень серьёзно вложиться в каналы передачи данных. Например, располагая полосой в 20 МГц для LTE, необходимо подвести к БС канал в 300 Мбит/сек, что в разы, если не на порядок превышает пропускную способность существующих релеек. Эта проблема касается всех без исключения, не только МТС. Это к вопросу о готовности операторов к развёртыванию новых технологий. Поэтому, кстати, МТС предпочли бы начать с получения и освоения относительно небольших полос. Хотя здесь всплывает другая проблема: по словам Хаули, на сегодняшний день проблемой является клиентское оборудование, способное работать с полосами частот менее 10 МГц. Якобы нет соответствующих чипсетов. .

Ещё одна проблема связана с тем, что до сих пор не решена задача межстандартной сигнализации. Из-за этого роуминг между EDGE, UMTS и LTE сетями одного и того-же оператора невозможен. Что, опять таки, усугубляет проблему покрытия. Кроме того, в случае полосы менее 10-15 МГц нивелируется превосходство LTE над HSDP+.

Другая глобальная проблема, о которой упоминалось на семинаре, это неочевидность коммерческих перспектив по-настоящему «широкополосной» передачи данных в сетях мобильной связи. Операторы не научились монетизировать услуги передачи данных. В том смысле, что продавать просто доступ в Интернет достаточно дорого не получится – прямая конкуренция с мульёном провайдеров ШПД на фиксированных сетях. А что ещё продать абоненту за отдельные деньги – неясно. Не будем забывать, что при всех своих темпах роста рынок услуг ШПД в абсолютном выражении не очень велик. Денег на всех может и не хватить.

Описанный Германом Смирновым пример оператора из Гонконга не произвёл на меня впечатления. Натыкать 60 БС (20 LTE и 40 UMTS) на площади в 2 кв. км. недолго. Как отбить эти инвестиции? Гонять видео высокой четкости, как это делают заморские братья, наши операторы не будут. Слишком значительная ёмкость на одного абонента при слишком низком месячном счёте. Смысл равняться на эксперименты в Северной Европе, если там за 30 Гбайт в месяц просят аж 60 Евро. Вы готовы платить 600 грн. за сколь угодно быстрый Интернет? Я – нет.

У LTE теоретически есть такое преимущество, как намного меньшая задержка при передаче пакетов и латентность самой услуги. Менее 10 мсек и 70 мсек соотвественно. Это на порядок меньше, чем в UMTS. Но кому и где это может понадобиться? И кто готов за это заплатить? Не случайно Михаил Евтушенко предупредил, что речь, скорее всего, будет идти о премиальном продукте по соответствующим ценам. Отсюда вытекает концепция точечного покрытия место скопления бизнес-пользователей. С возможностью обслуживаться в EDGE\UMTS сетях за пределами хот-спота.

С точки зрения оператора LTE выглядит предпочтительнее по сравнению с технологиями третьего поколения в силу большей спектральной эффективности (якобы около 4-ёх раз), лучшей масштабируемости, более простой архитектуры сети.

Ну и позабавила презентация представителя Ericsson, в которой чёрным по белому роуминговые услуги операторов описывались как «высокомаржинальные». Спалили хату. Официально то операторы роуминг предоставляют практически за хлеб и воду.

Для жаждущих технических подробностей две обзорные статьи на it-times: первая и вторая

Date: 2010-07-06 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] 3g.novostavskiy.kiev.ua (from livejournal.com)
> что в разы, если не на порядок превышает пропускную способность существующих релеек.

є релейки на мережі у яких у рази, а є і які на порядок. У РФ у МТС, на відміну від України, є і магістральні релейки, там швидкість побільші бігають.

Але і недорогих і компактних Short Range Microwave у вендорів уже вдосталь - технічної проблеми немає, а враховуючи те, що у МТС-у по великих містах багато оптики, трансмісія IMHO є самою великою проблемою, лише чисто технічним завданням. Причому слід не лише збільшити лінійну швидкість, але і замінити TDM (PDH/SDH) на Packet чи Hybrid (зручно для одночасного підключення LTE/HSPA/WiMax та GSM залізяк)

> на сегодняшний день проблемой является клиентское оборудование, способное работать с полосами частот менее 10 МГц. Якобы нет соответствующих чипсетов.

Немає комерційних зразків, але анонсовані на кінець цього-початок наступного року, у тому числі мультимодові, а трохи пізніше і мультидіапазонні залізяки

> Отсюда вытекает концепция точечного покрытия место скопления бизнес-пользователей. С возможностью обслуживаться в EDGE\UMTS сетях за пределами хот-спота.

Але для цього треба будувати окрім LTE ще і HSPA мережу ;)


Date: 2010-07-06 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] gorbachevsky.livejournal.com
Вообще удивительно, что все опсосы бубнят про доп. частоты и никто не проводит исследований по ёмкости местного рынка в части новых услуг. Не имея подобных данных, как рассчитывать окупаемость проектов? Причём что любопытно, на прямой вопрос вендоры ткнули пальцем на операторов, которые информацию либо имеют, но молчат. Не желая повлиять на стоимость лицензии. Либо исследования подобные не заказывали, но это, как по мне, маловероятно )

Date: 2010-07-06 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] totaltelecom.livejournal.com
Ну так не забывай, что операторы по-любому будут брать частоты. Независимо от объёмов спроса на услуги ШПД. От этих объёмов будут зависеть масштабы инвестиций и только

Date: 2010-07-06 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] gorbachevsky.livejournal.com
Хочешь сказать что скорость возврата инвестиций их не интересует? Или государству не интересно не прогадать при обдирании за лицензию?

Date: 2010-07-06 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] netsvis.livejournal.com
Нет, в отношении частот не интересует. Частоты - уникальный, невосполнимый и вечный ресурс. Любой оператор маму продаст за лишние 10 МГц даже в ненужном диапазоне... :-)

Date: 2010-07-06 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] gorbachevsky.livejournal.com
Что, прям любую цену готовы заплатить?

Date: 2010-07-06 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] 3g.novostavskiy.kiev.ua (from livejournal.com)
глянь мій наступний пост

Date: 2010-07-06 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] 3g.novostavskiy.kiev.ua (from livejournal.com)
тобто комент

Date: 2010-07-06 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] gorbachevsky.livejournal.com
Совершенно в дырочку! А с учётом того, что правила игры в налоговом поле меняются, у законодателя ещё не раз почешутся руки "модернизировать" налогооблажение невосполняемого ресурса )

Date: 2010-07-06 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] 3g.novostavskiy.kiev.ua (from livejournal.com)
UAH7.9k * 200 (МГц) * 27 (регіонів) = UAH 42 660k у міс, чи ~512 мільйона гривень у рік - це сумма платежу одного з операторів за використання РЧР. І це лише операційні витрати - далеко не завжди варто мати "зайві" частоти, окрім шансу на перепродажу

Date: 2010-07-07 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] 3g.novostavskiy.kiev.ua (from livejournal.com)
ти ж знаєш, про кого я?

Date: 2010-07-07 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] 1gor.livejournal.com
нет. эти цифры могут относитька как минимум к двум операторам, или я не прав?

Date: 2010-07-08 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] borisso.livejournal.com
несколько соображений, ИМХО:
по перше, на роуминге зарабатывает не гостевой оператор, а домашний. Т.е. Ваш оператор правда работает за еду ;)
по друге, появление новых технологий будет только позитивно влиять на тарифы, усиливая конкуренцию т.е. ШБД дороже чем сейчас стоить не будет. Вопрос же окупаемости решается не только ценой и точно не видеосервисами ;), очевидно. Г.о. - ростом базы и экономией затрат, т.к. новые технологии экономичнее и лучше утилизируют ресурсы (в том числе для старого доброго голоса). Также не забудем, что предполагаемый взрывной рост аб.базы в ШБД еще впереди. Даже если лишь только пользователи мобильного EDGE перейдут на 3G, это потенциал свыше 5 млн абонов... Есть за что бороться. А еще после лонча 2х-3х 3G, наши GSMщики не будут тратиться на модемы, как сейчас, что еще улучшит их кейс. Зато дилерам открывается новый шанс ;)
по третє, главный месседж МТС - не возможности ЛТЕ, а необходимость 3G, это же понятно ;)
по четверте, какие релейки??? Там, где будут ждать трафика будет оптика, без вариантов... А где трафика не будет, зачем умощнение?

Date: 2010-07-08 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] totaltelecom.livejournal.com
Насчет роуминга я бы поспорил. Попадая в сеть МТС-Россия, я подвергаюсь дойке всё теми же людьми, по большому счету. Так что разговоры про хлеб и воду не вызывают доверия в целом.

Date: 2010-07-11 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] myury.livejournal.com
Стоп-стоп, как это "за еду"? Не только ведь домашний оператор выставляет счёт абоненту, но и гостевой оператор выставляет счёт домашнему оператору. Эти процессы могут различаться по времени, иногда на недели, но "за еду" тут точно никто не работает. :)

Date: 2010-07-08 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] borisso.livejournal.com
Роман, расценки зиждятся не столько на себестоимости соединений, сколько на ... высоких рисках неоплаты услуги (в историческом прошлом), неэлластичности к цене и монополии (в ужасном настоящем). Боюсь, что т.наз. "международные" операторы не в состоянии предложить более низкие ставки афиллированным структурам:
- во первых, снижение цены - увы - не приводит к адекватному росту потребления
- во вторых, низкая цена роуминга не является драйвером продаж
- за существенный перекос в ставках можно схлопотать санкции и фрод...
В этих условиях нужно быть дебилом, чтобы снижать ставку.
Так что операторы доят со слезами на глазах и поделать ничего не могут ;)
Боюсь, что проблема снимется, только когда операторы станут трубой и коммутацией будут заниматься не они, а сервисы типа fring, skype и т.п...

Date: 2010-07-10 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] totaltelecom.livejournal.com
Короче, доят нас и доят. Проливая крокодиловы слёзы :) В условиях полной зависимости абонента от своего номера и насущной необходимости оставаться на связи, пребывая за границей, ценообразование осуществляется по принципу "абы не сдохли"

Боюсь, единственным способом урегулирования ситуации является агрессивная позиция государства. Как в ЕС.
From: (Anonymous)
Роман, а как Вам такой взгляд на развитие рынка в будущем?
http://icritic.ru/2010/08/vse-o-ipad-tarifnaya-politika-raznyx-stran/
Заранее спасибо за комментарии.

Profile

totaltelecom: (Default)
Роман Химич

February 2022

S M T W T F S
  12 3 4 5
6 78 91011 12
13141516171819
20212223242526
2728     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 17th, 2026 06:29 am
Powered by Dreamwidth Studios